Описание категории новости
Правительство России ввело запрет на экспорт автомобильного бензина с 1 марта по 31 августа включительно. Об этом 27 февраля кабмин сообщил в соцсетях.
«Ограничение не будет распространяться на поставки, осуществляемые непосредственными производителями нефтепродуктов», — говорится в сообщении.
Соответствующее постановление уже подписано.
Решение принято для поддержания стабильности внутреннего рынка и противодействия серому экспорту автомобильного бензина.
ПРАЙМ. Россия в январе поставила Южной Корее 25,5 тысячи тонн пшеницы - это в 29 раз больше значения годом ранее и является максимумом с августа 2021 года, следует из анализа РИА Новости данных местной статслужбы.
Доля российской пшеницы в закупках страны за год выросла с 0,2% до 9%. Согласно данным ведомства, Южная Корея в январе приобрела у России 25,5 тысячи тонн пшеницы на 6,2 миллиона долларов. Это больше прошлогоднего импорта почти в 29 раз по объему и в 26 раз по стоимости.
Южнокорейский импорт российской пшеницы в начале текущего года стал максимальными с августа 2021 года: тогда страна ввезла из России 43,8 тысячи тонн пшеницы на 12,2 миллиона долларов.
В целом импорт пшеницы Южной Кореей в январе этого года резко сократился в годовом выражении - в 1,7 раза, до 283 тысяч тонн. Основным поставщиком этого зерна остались США с долей почти в 40%, Австралия сохранила второе место с 34,6%, при этом Канада стала третьей с 10,7%, потеснив Украину и Молдову.
Эти две страны зафиксировали наиболее серьезное падение среди крупнейших экспортеров: Украина за год уменьшила поставки на 99%, а Молдавия вовсе прекратила отгрузку пшеницы в Южную Корею.
Минпромторг предложил устранить ограничения при оплате утильсбора на автомобили, импортируемые в Россию с территорий государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Соответствующий проект постановления Правительства РФ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Предложенные изменения исключат препятствия во взаимной торговле на внутреннем рынке ЕАЭС.
В ведомстве напомнили, что с 1 апреля 2024 года Минпромторг публикует перечень моделей автомобилей, который формируется ФТС России, исходя из средней стоимости автомобиля. Перечень регулярно обновляется и охватывает широкий спектр моделей. Так, в перечне от 21 января 2025 года указано 122 марки и модели автомобилей с нижней границей их средней стоимости.
Предлагаемая донастройка регламентирует механизм уплаты утильсбора в отношении тех автомобилей, которые отсутствуют в перечне ФТС. Хотя такие случаи не носили массовый характер, для них разработали индивидуальную процедуру расчета суммы утилизационного сбора. Возможность оплаты утильсбора позволит корректно оформлять и ставить на учет иномарки, даже если они не указаны в перечне ФТС в редакции, действующей на момент ввоза.
В РФ начнут блокировать ввезённые по параллельному импорту внедорожники Rox 01. Китайский концерн Simomach объявил о внедрении системы контроля для автомобилей, не предназначенных для определённых рынков. Как говорится в сообщении, поступившем в редакцию Quto.ru, все машины, которые ввезены в нашу страну по «серой» схеме после официального старта продаж в России, будут заблокированы.
«С началом продаж в России Rox внедрил систему контроля для автомобилей, не предназначенных для локального рынка. В случае обнаружения таких автомобилей за пределами Китая отключаются все мультимедийные экраны с рекомендацией обратиться к дилерам», — отметили в компании.
Отдельно уточняется, что ограничения не коснутся машин, которые были ввезены на территорию России до декабря 2024 года.
Напомним, официальные продажи Rox 01 стартовали на российском рынке в феврале 2025 года. Модель длиной 5050 мм и колёсной базой, равной 3010 мм, выпускается в исполнении с шестью или семью посадочными местами.
В движение внедорожник приводит 476-сильная гибридная силовая установка, в которой 1,5-литровый турбомотор выполняет роль генератора для подзарядки тяговой батареи. Разгон модели до «сотни» занимает 5,5 секунды, а суммарный запас хода машины достигает 1 338 км.
Ограничения на экспорт бензина из России для экспортеров, не относящихся к категории производителей, продлят еще на полгода — с 1 марта до 31 августа, сообщили РБК два источника, знакомых с результатами совещания, прошедшего 20 февраля у вице-премьера Александра Новака. Производители бензина, соответственно, сохранят исключение из эмбарго и по-прежнему смогут осуществлять зарубежные поставки.
РБК направил запрос в секретариат вице-премьера.
По словам одного из собеседников, на совещании было отмечено, что ситуация на рынке в настоящий момент стабильна, а продление ограничений направлено, в том числе, на борьбу с серыми экспортерами. К ним относят компании, которые закупают топливо на внутреннем рынке по сниженной за счет демпферного механизма цене, а затем отправляют его на экспорт. Демпфер, в свою очередь, был введен для нивелирования влияния внешнеэкономических и геополитических факторов на стоимость топлива в России. Если экспорт становится для нефтяников более выгодным, то государство компенсирует разницу нефтеперерабатывающим компаниям через демпферные выплаты и наоборот.
Кроме того, на совещании было высказано мнение о необходимости повышения приоритета нефтеналивных грузов при перевозке по железной дороге до третьей очереди согласно Правилам недискриминационного доступа (ПНД). Это целесообразно для сохранения цен на стабильном уровне в весенне-летний период. С 1 января нефтепродукты транспортируются в шестой очереди и ниже, тогда как с марта 2024 года их временно переносили в третью в рамках мер по стабилизации рынка топлива.
О том, что Минэнерго предлагает сохранить действующие ограничения на экспорт бензина и исключения для производителей еще на полгода, 17 февраля сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. В пресс-службе министерства эту информацию не комментировали.
При этом в феврале замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Виталий Королев говорил, что ведомство готово инициировать обсуждение запрета для производителей на экспорт бензина сроком на месяц. Заявление ФАС было сделано на фоне роста биржевых цен на топливо с конца января. Впрочем, эту динамику Королев называл коррекционной и объяснял удорожание бензина «восстановительным спросом после снижения количества торговых сессий в январе». В ФАС также отмечали, что на розничном сегменте это никак не отразилось.
В Минэнерго после этого заявляли, что ежедневно мониторят внутренний рынок топлива и при необходимости может быть принято решение о запрете экспорта бензина.
Новак после этого сообщал, что правительство вместе с Минэнерго проанализирует инициативу ФАС. «Мы будем смотреть, принимать решения, связанные с защитой нашего внутреннего рынка, это требует значительного анализа», — сказал он (цитата по ТАСС).
Однако после заявлений Федеральной антимонопольной службы биржевые котировки перешли к снижению. Бензин АИ-92 с тех пор подешевел на 7% — до 52,8 тыс. руб. за т, следует из данных территориального индекса по европейской части России Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Марка АИ-95 при этом потеряла в цене 5%, опустившись до отметки 56,6 тыс. руб. за т.
В этот же период, как сообщало агентство Reuters, к работе вернулись несколько российских НПЗ после кратковременной внеплановой приостановки.
Временный запрет на экспорт бензина, который не распространяется на международные соглашения со странами ЕАЭС, изначально был введен для всех с 1 марта по 31 августа. Правительство назвало меру превентивной, на период высокого летнего спроса. Затем меру приостанавливали для производителей и вновь возобновили в конце лета. С 1 декабря запрет на экспорт бензина для производителей вновь был отменен, но сохранен для остальных.
Текущая конфигурация работы внутреннего рынка делает запрет на экспорт бензина для непроизводителей логичной и правильной мерой, прокомментировал РБК Максим Дьяченко, управляющий партнер и член правления «Пролеум» (крупнейший частный трейдер в России). «Пока существует демпфер, пока поставки на внутренний рынок субсидируются, субсидировать экспорт неправильно», — сказал он. При этом в случае возникновения проблем на внутреннем рынке правительство, чтобы защитить потребителей, сможет оперативно ограничить возможность поставок за рубеж и для производителей нефтепродуктов, уверен Дьяченко.
«В текущий момент, с учетом биржевых котировок и уровня спроса, я думаю, что каких-то заметных изменений ожидать не стоит», — говорит Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер». Он считает, что уже в марте—апреле по ситуации на рынке станет ясно, необходимо ли принимать дополнительные меры.
/ТАСС/. Экспорт российской молочной продукции к 2030 году может превысить $730 млн. Об это заявил руководитель федерального центра "Агроэкспорт" Илья Ильюшин на международной конференции Dairy session 2025.
"Потенциал российского экспорта сухой молочной продукции к 2030 году мы оцениваем свыше $140 млн. Всего экспорт российской молочной продукции в 2030 году мы оцениваем на уровне более $730 млн, почти на 70% выше уровня прошлого года. В число перспективных направлений, помимо наших традиционных рынков, входят Китай, Алжир, Египет, Саудовская Аравия, Турция, страны Юго-Восточной Азии", - сказал Ильюшин.
Он подчеркнул, что по итогам 2024 года экспорт российской молочной продукции в стоимостном выражении вырос на 19%, в том числе поставки сыра увеличились на 26%, молока - на 39%, сухого молока - на 15%.
Ильюшин отметил, что российская молочная продукция поставляется в 67 стран. "Традиционно мы экспортировали молочку на ближние рынки государств постсоветского пространства. Однако в прошлом году произошло увеличение экспорта в Китай - на 60%, в Монголию - на 31%", - рассказал эксперт.
ПАИ. 110 партий животноводческой продукции в количестве 2,7 тысячи тонн отправили на экспорт из Псковской области в семь стран мира за январь, сообщили ПАИ в пресс-службе Северо-Западного межрегионального управления Россельхознадзора.
Предприятия-производители в наибольшем объёме отправили 72 партии свинины, 27 партий свиных субпродуктов и одну партию готовой продукции из свинины общим весом 2,69 тысячи тонн во Вьетнам, Гонконг, Китай, Грузию, Сербию и Азербайджан, восемь партий охлаждённой рыбы и рыбопродукции в количестве почти 7,9 тонны в Эстонию, а также две партии рыбных консервов в Грузию и Азербайджан.
Экспорт по общему объему в январе этого года вырос в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (912 тонн), уточнили в пресс-службе.
Товарооборот между Россией и Бразилией достиг $12 млрд, что является прогрессом. Об этом 10 февраля «Известиям» рассказал посол РФ в Бразилии Алексей Лабецкий.
«По бразильской статистике, действительно мы достигли этой суммы в $12 с лишним млрд нашего двустороннего товарооборота. И это явный прогресс. Этот явный прогресс хорошо ощущается на фоне попыток санкционировать нашу экономику после начала специальной военной операции», — отметил он.
По его словам, рыночные принципы на международной арене работают лучше, чем санкционные незаконные действия. Лабецкий рассказал, что более 30% бразильского рынка удобрений поставляются из РФ, что является основой российско-бразильского товарооборота.
«Бразилия сегодня — это аграрно-индустриальная супердержава, и сохранить высокие темпы развития производства аграрного сектора возможно только, скажем так, поддерживая производительность земли, культур», — добавил посол.
Вторым сектором по объему торговли, по его словам, является топливо, прежде всего дизельное. При этом он отметил, что базовая задача в области инвестиций — это диверсификация товара, пояснив, что она основывается на знании и понимании новых рыночных реалий в обеих странах.
«Работать по принципу, которые были, ну скажем так, правильными 20–25 лет назад, сегодня, мне кажется, бесперспективно. В этом деле должны органично сочетаться проекты, которые субсидируются и поощряются государством, проекты частного сектора», — уточнил Лабецкий.
Кроме того, он отметил хорошие перспективы по торговле по линии госкорпорации «Росатом», а также в ряде других областей.
/ТАСС/. Доля России в индийском оружейном импорте за период с 2015 по 2025 год превысила 30% от общего мирового объема. Об этом на международной выставке Aero India 2025 в Бангалоре сообщил генеральный директор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев.
"Индия много лет подряд занимает значительную часть как в портфеле заказов, так и в поставках российской продукции военного назначения по линии "Рособоронэкспорта". За период с 2015 по 2025 год доля России в индийском оружейном импорте превысила 30% от общего мирового объема", - сказал Михеев.
В январе 2025 года в Россию было ввезено 31,9 тыс. новых легковых автомобилей. Это в два раза меньше, чем в том же месяце прошлого года, сообщает аналитическое агентство «Автостат» 7 февраля. При этом показатель ввоза легковых автомобилей с пробегом год к году почти не изменился и составил 19,4 тыс. машин (–2%).
«До повышения утилизационного сбора (осенью) было ввезено автомобилей с избытком. И в данный момент не имеет смысла импортировать автомобилей больше, так как рынку это не требуется», — объяснили аналитики.
Лидером по объему импорта среди новых легковушек стал бренд Haval, а из моделей чаще всего ввозили кроссовер Omoda С5. Среди подержанных автомобилей лидирует бренд Toyota, а среди моделей — Honda Freed.
Отмечается, что 91,6% всех новых легковых машин, ввезенных в январе, прибыло в РФ из Китая. На Белоруссию и Киргизию пришлось по 2,4% импорта, а Казахстан занял всего 0,6%. По мнению аналитиков, альтернативный импорт в Россию через другие страны сильно сократился и сведен к минимуму.
Из Японии в январе было ввезено 53,2% всех подержанных легковых автомобилей, большинство — модели с небольшим объемом двигателя. На втором месте по доле импорта оказалась Южная Корея (16,6%), следом идет Китай (16,4%), которого год назад не было и в десятке стран-лидеров в этом рейтинге.
Нью-Дели и Москва уделяют значительное внимание развитию торгово-экономических связей, к 2030 году стороны нацелены достичь показателя в 100 миллиардов долларов США в двусторонней торговле. Об этом в интервью «Парламентской газете» заявил посол Индии в России Винай Кумар.
В 2024/25 финансовом году объем двусторонней торговли составил 68,7 миллиарда долларов США, констатировал посол. По его словам, Индия и Россия стремятся сохранить устойчивый рост товарооборота, достигнутый в последние годы.
«Тем не менее остаются некоторые моменты, над которыми нам следовало бы работать для дальнейшего развития двусторонних деловых связей. В приоритете — решение проблем, связанных с логистикой и транспортной взаимосвязанностью между нашими странами», — подчеркнул собеседник «Парламентской газеты».
Дипломат акцентировал внимание на шагах, которые можно было бы предпринять для укрепления двусторонних торгово-экономических отношений. Так, по его словам, речь, например, идет о работе по достижению более сбалансированной торговли путем увеличения поставок товаров из Индии, об устранении нетарифных торговых барьеров и либерализации двусторонней торговли.
«Крайне важным представляется продвижение нашего взаимодействия в сфере трудовых ресурсов, которое может принести значительную взаимную выгоду и способствовать дальнейшему углублению двусторонних связей, с использованием кадровых ресурсов Индии и технического опыта России», — заявил посол.
/ТАСС/. Доля стран БРИКС в структуре регионального экспорта Владимирской области может вырасти до 8% к концу 2025 года, на текущий момент этот показатель составляет 5,6%. Об этом в ходе деловой программы первого автопробега БРИКС сообщил министр экономического развития и промышленности Владимирской области Денис Синявский.
"В настоящее время доля стран БРИКС в региональном экспорте относительно небольшая - 5,6%. Это обусловлено значительной удаленностью данных рынков и высокой стоимостью логистики. <...> Мы планируем, что к концу 2025 года доля стран БРИКС в региональном экспорте составит 8%, что обеспечит сохранение позиций региона в экспорте на рынки стран БРИКС", - сказал он.
Синявский также отметил, что основная задача региона сегодня заключается в создании условий для сокращения издержек у предприятий и снижения себестоимости конечной продукции для формирования конкурентной цены. По его словам, для этого в регионе создан специальный Центр компетенций, через который проходит около 20 предприятий ежегодно.
Синявский подчеркнул, что страны БРИКС+ и их партнеры заинтересованы в продукции, производимой во Владимирской области. "Китай, Индия, Египет являются потребителями нашей продукции деревообработки, мебель экспортируется в ОАЭ. В Египте пользуются спросом электронная аппаратура. Не до конца раскрыт потенциал наших кондитерских изделий, которые небольшими партиями поставляются в Китай. Пока остается неохваченным Латиноамериканский регион, но здесь основная сложность - это стоимость перевозки через океан", - добавил министр.
ПРАЙМ. Товарооборот России и США по итогам первого полугодия вырос почти на треть, по сравнению с прошлым годом, однако он почти впятеро ниже, чем десять лет назад, выяснило РИА Новости, изучив данные американской статслужбы.
Общий объем торговли двух стран по итогам января-июня 2025 года составил 2,8 миллиарда долларов, из которых 2,5 миллиарда - это американский импорт товаров из России, а 284,3 миллиона - поставки товаров из США россиянам.
По сравнению с первым полугодием прошлого года общий товарооборот в январе-июне 2025 года вырос на 31,3%. По отдельности импорт США из России увеличился на 32,7%, а экспорт в РФ - на 20,7%.
Тем не менее, если сравнить торговлю двух стран сейчас и десять лет назад, то она упала в разы. Так, общие объемы торговли сократились в 4,6 раза с 12,8 миллиарда долларов за первое полугодие 2015 года. Поставки товаров из России в Штаты снизились в 3,6 раза (с 8,9 миллиарда долларов), а из США в РФ - в 13,8 раза (с 3,9 миллиарда).
Самыми главными товарами, которые Россия поставляла в США по итогам полугодия стали удобрения (927,5 миллиона долларов), обогащенный уран (755,6 миллиона), платина (594,4 миллиона), турбореактивные двигатели и турбины (44,9 миллионов), а также древесина и изделия из нее (37,3 миллиона).
А вот из Соединенных Штатов в Российскую Федерацию больше всего приезжало фармацевтической продукции (108,8 миллиона долларов), медицинских приборов (29,7 миллиона), разных пищевых продуктов (23,9 миллиона), приборов для проведения химического анализа (22,8 миллиона), а также ортопедических приспособлений (9,5 миллиона).
Десять лет назад основными товарами российского экспорта в США были нефтепродукты, черные металлы, алюминий, обогащенный уран и платина. А в американском экспорте в РФ лидировали - гражданские самолеты, природный уран, легковые автомобили, электрогенераторы и фармпродукция.
Кремль и Белый дом сообщили на прошлой неделе, что лидеры РФ и США Владимир Путин и Дональд Трамп встретятся на Аляске 15 августа. Во вторник пресс-секретарь Белого дома Каролин Левитт заявила, что саммит пройдет в Анкоридже. CNN со ссылкой на неназванных чиновников Белого дома сообщил, что встреча пройдет на военной базе "Эльмендорф-Ричардсон".
Экспортеры электромобилей и гибридов из КНР переходят на поставки в Россию подержанных авто. Об этом 13 августа сообщило китайское издание Yicai Global.
По словам генерального директора китайского экспортера автомобилей Yiwei New Energy Technology Ван Сяньюя, со второй половины прошлого года экспорт подержанных автомобилей из Китая в РФ значительно вырос, принося прибыль около $1–1,5 тыс. с машины. Некоторые более редкие модели могут приносить прибыль до 20–30 тыс. юаней ($2785–4175).
Отмечается, что причинами перехода стали перенасыщенность рынка новыми автомобилями и жесткая конкуренция между производителями. Экспортер считает, что причиной роста спроса на подержанные автомобили в России также является снижение покупательной способности. Другая причина может быть в утильсборе, который значительно ниже на подержанные авто.
Компания Ван Сяньюя уже скорректировала структуру экспорта: подержанные автомобили составляют 70% от общего объема поставок в РФ. По данным сайта BitAuto, экспорт китайских автомобилей в Россию в первой половине этого года сократился на 59%, до 171 тыс. единиц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ранее аналитики «Авто.ру Бизнес» рассказали, что в первом полугодии доля автомобилей с пробегом от 5 млн рублей от дилеров показала заметный рост. Наибольшую динамику продемонстрировали китайские премиум-марки. В «Авто.ру Бизнес» также отметили рост предложений в сегменте подержанных премиум-автомобилей от официальных дилеров. Доминирующую позицию сохранили немецкие авто: их доля достигла 67%, что на 3 п.п. выше показателя за аналогичный период 2024 года.
INTERFAX.RU - Ставки пошлин на экспорт из РФ всех видов зерна, на которые распространяется "зерновой демпфер" (пшеница, ячмень и кукуруза), с 13 августа стали нулевыми. Такой расчет представил Минсельхоз.
До этой даты ставка пошлины на экспорт пшеницы составляла 19,4 рубля за тонну, на кукурузу - 371,5 рубля. Пошлина на экспорт ячменя уже длительное время находится на нулевом уровне.
Ставки были рассчитаны исходя из индикативных цен: $223,5 за тонну на пшеницу ($224,2 за предыдущий период), $199,7 - на ячмень ($194,4), $220 - на кукурузу ($228,9).
Новые ставки будут действовать по 19 августа включительно.
РФ со 2 июня 2021 года ввела механизм "зернового демпфера", который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин рассчитывается еженедельно на базе индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже. Сначала ставки пошлин исчислялись в долларах. С июля 2022 года они определяются в рублях. Пошлина составляет 70% от разницы между базовой и индикативной ценами.
Первоначально базовая цена для расчета пошлин составляла 15 тыс. рублей за тонну пшеницы и 13,875 тыс. рублей за тонну ячменя и кукурузы. С июня 2023 года она была повышена до 17 тыс. и 15,875 тыс. рублей за тонну соответственно. С 28 июня 2024 года базовая цена на пшеницу составляла 18 тыс. рублей, на ячмень и кукурузу - 16,875 тыс. рублей за тонну. С 24 июля 2025 года базовая цена на ячмень повысилась до 17,875 тыс. рублей за тонну, на пшеницу не изменилась.
За прошедшую неделю из портов Приморского края и Сахалинской области было отправлено на экспорт 398 партий рыбы и морепродуктов общим весом более 24 тысяч тонн.
В период с 4 по 10 августа специалисты выдали 317 сертификатов здоровья на продукцию, предназначенную для зарубежных поставок, из которых 20 документов пришлось на Сахалинскую область. Главными рынками сбыта стали Китай и Южная Корея, куда направлена большая часть сертифицированной продукции.
Лабораторные исследования, проведённые по инициативе владельцев грузов, составили 142 пробы, что подтверждает высокий уровень контроля качества экспортируемой продукции.
141400, Россия, Московская область, г. Химки,
ул. Авиационная, владение 8,
Бизнес-центр «Аэро - Плаза», офис 206
24/7