Описание категории новости
/ТАСС/. Министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар отверг заявление главы внешнеполитической службы Евросоюза Жозепа Борреля о том, что ЕС может ограничить импорт индийских нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. В ответ Джайшанкар посоветовал Боррелю ознакомиться с правилами Совета ЕС.
"Посмотрите на правила Совета ЕС, российская нефть существенно перерабатывается в третьих странах и больше не рассматривается как российская", - приводит 17 мая слова Джайшанкара информационное агентство ANI.
"Я призываю вас ознакомиться с постановлением Совета ЕС 833/2014", - добавил Джайшанкар. Это постановление касается правил ограничений со стороны ЕС в адрес России.
Боррель 16 мая не исключил, что сообщество может ограничить импорт индийских нефтепродуктов из российской нефти с целью ужесточения антироссийских санкций, введенных из-за ситуации вокруг Украины. Об этом дипломат заявил газете Financial Times в преддверии встречи с главой МИД Индии. По его мнению, приобретение Индией нефти у России - "это нормально", однако южноазиатская страна не должна, считает Боррель, стать "центром по ее переработке" с последующей продажей в страны ЕС.
ПРАЙМ. Минсельхоз РФ предложил ввести понятие приоритетных для экспорта видов сельхозпродукции, затраты на транспортировку которых могут компенсироваться, в этом списке — молочная и льноводческая продукция, следует из проекта постановления на портале нормативных правовых актов.
"Для стимулирования экспорта приоритетных видов продукции проектом постановления вводится понятие приоритетных видов продукции в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в состав которой в рамках данного проекта постановления включены коды, относящиеся к молокоемкой продукции длительного срока хранения, в отношении которой осуществляется компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции в повышенном размере", — говорится в документе.
Отмечается, что это предложение связано с тем, что в РФ наблюдается стабильный рост производства молока, но также, в условиях стабильного спроса и высокого производства — и рост запасов у перерабатывающих предприятий с молокоемкой продукцией длительного срока хранения. "Такая тенденция наблюдается в последние годы, но особенно остро стоит в текущем году", — говорится в пояснительной записке.
Кроме того, предложено компенсировать часть затрат на транспортировку на экспорт льна-сырца, а также очесов и отходов льна.
Россия по-прежнему не видит никаких подвижек в реализации российской части зерновой сделки: Россельхозбанк остается под санкциями, российские сельхозпоставки продолжают блокироваться западными санкциями. Об этом заявил постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, передает ТАСС.
«Уже без малого год мы не видим ни малейших подвижек в рамках второй части пакетной сделки генсекретаря ООН Антониу Гутерриша – Меморандума Россия – ООН. Основной российский банк Россельхозбанк, заточенный исключительно на финансовые расчеты по экспортным сельхозоперациям, остается под санкциями. Разовые транзакции, которые нам так "щедро" обещают в Вашингтоне и в Брюсселе, просто смехотворны, когда их подают как действенное решение проблемы. Предложенный генсекретарем ООН пакет работает только в части, касающейся обслуживания украинского коммерческого экспорта, российские сельхозпоставки продолжают блокироваться западными санкциями без каких-либо перспектив по их облегчению для якобы неподсанкционных удобрений и продовольствия», – сказал он.
Такое заявление Небензя делает не первый раз. Также в апреле дипломат заявлял, что никакого движения в ситуации вокруг соблюдения российской части зерновой сделки нет.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 12 мая заявил журналистам, что информации по поводу возможности продления зерновой сделки пока нет, контакты по этому вопросу продолжаются. Причем до этого министр обороны Турции Хулуси Акар сообщил о движении сторон в направлении продления зерновой сделки.
11 мая в минобороны Турции сообщили, что переговоры между Россией, Украиной, Турцией и ООН будут продолжены на техническом уровне в ближайшее время.
В свою очередь замглавы МИД России Сергей Вершинин сообщил, что зерновая сделка прекратит свое существование, если не будет достигнут консенсус по выполнению условий второй части соглашения. По его словам, Россия выступает против бесконечного продления зерновой сделки, срок действия которой истекает 18 мая. Вершинин добавил, что до принятия окончательного решения «еще есть какое-то время».
В предыдущий раз зерновая сделка была продлена в середине марта на два месяца, до 18 мая. 25 апреля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров говорил, что ситуация вокруг соглашения зашла в тупик. Министр указал на нежелание устранять препятствия для экспорта российских удобрений, несмотря на их дефицит, а также подключить Россельхозбанк к SWIFT. В Кремле также называли перспективы продления соглашения «не очень хорошими».
Зерновая сделка была заключена 22 июля 2022 г. представителями Турции и ООН, с одной стороны, и представителями России и Украины – с другой. С Москвой и Киевом были заключены отдельные соглашения: первое – по вывозу украинского зерна из трех портов, включая Одессу, Южный и Черноморск, второе – по помощи в экспорте российского зерна и удобрений. Москва неоднократно отмечала, что вторая часть сделки не выполняется.
Инна Елисанова, директор группы таможенного регулирования и международной торговли Б1
Выступление И. Елисановой на конференции ТПП России «Внешнеэкономическая деятельность в новых условиях»
Обращу внимание аудитории на то, что по информации ФТС России, которая есть у нас здесь и сейчас за 2022 год, объем параллельного импорта составил 2,4 млн тонн, что в суммарном выражении представляет порядка 20 млрд долларов. Основные группы товаров, которые на текущий момент с начала внедрения этого механизма вовлечены, так скажем, в процесс параллельного импорта, это прежде всего электроника, техника, автомобильные запчасти, одежда и парфюмерия. И страны, из которых прежде всего осуществляется такой параллельный импорт по текущей статистике, это страны, входящие в ЕАЭС, а также Турция, Китай и ОАЭ.
На следующем слайде я указала действующую на текущий момент нормативную базу. Единственное, на что хочу обратить внимание, что помимо постановления Правительства, которое в принципе легализовало параллельный импорт, а также приказа Минпромторга, закрепляющего Перечень товаров, параллельный импорт которых разрешен, к настоящему моменту был принят ряд изменений в приказ Минпромторга и некоторые из них даже еще не вступили в силу, вступают летом (я о них подробнее расскажу). Вместе с тем также опубликованы письма ФТС России, которые разъясняют, что, несмотря на легализацию параллельного импорта, необходимость принятия мер в отношении контрафактной (поддельной) продукции сохраняется. Для выпуска оригинальных товаров, включенных в Перечень Минпромторга, не требуется согласие правообладателя. При этом раньше импортеру необходимо было иметь либо лицензионный договор, либо письмо-согласие, с указанием, что правообладатель не имеет никаких претензий в части лицензионных платежей, а также в целом разрешает ввоз продукции под теми или иными товарными знаками. Сейчас предоставления таких документов в отношении товаров, ввозимых в рамках параллельного импорта, не требуется.
В настоящий момент таможенные органы осуществляют защиту прав на объекты интеллектуальной собственности с учетом классификационных кодов ТН ВЭД и товарных знаков, указанных в Перечне Минпромторга.
На данном слайде отражено, как работает параллельный импорт с учетом имеющихся ранее и продолжающих функционировать механизмов таможенного контроля за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.
В левой части слайда рассмотрены две ситуации: ввоз параллельным импортером товаров, которые попадают в Перечень, и товаров, которые в Перечень не попадают. В ситуации, если товары ни по коду, ни по бренду не попадают в Перечень, таможенные органы приостанавливают срок выпуска таких товаров и взаимодействуют уже с правообладателем, либо его представителем на территории РФ. Только после этого таможенными органами принимается решение о выпуске товаров.
Если товара в Перечне Минпромторга нет, тогда таможенные органы осуществляют контроль только на предмет контрафактности товара, блок взаимодействия таможенных органов с правообладателем или его представителем в данной ситуации отсутствует.
В случае, если товар ввозится уполномоченным импортером, то есть тем, кто включен в ТРОИС в качестве такового, вне зависимости от того, содержится ли товар в Перечне или нет, товар беспрепятственно выпускается таможенными органами.
Какие актуальные проблемы на сегодня мы видим в контексте параллельного импорта? Прежде всего, мы получаем очень много обратной связи от участников ВЭД, которые отмечают, что ТРОИС в условиях легализации параллельного импорта работает не так эффективно, как раньше. Ранее, до легализации параллельного импорта, таможенные органы на регулярной основе уведомляли правообладателей или их представителей о том, что срок выпуска по тому или иному грузу приостановлен и ждали обратной связи от правообладателя о том, что делать – выпускать этот товар, либо правообладатель уже переходит с точки зрения гражданско-правовых взаимоотношений с этим импортером в какую-то иную плоскость урегулирования вопроса. Но, на текущий момент, правообладатели / их представители все реже получают подобные уведомления от таможенных органов, а иногда не получают вообще. Таким образом, возникает вопрос касательно эффективности работы ТРОИС в текущих условиях.
Следующей проблемой является регистрация параллельными импортерами деклараций о соответствии на основе подложных договоров, якобы заключенных с иностранными производителями товаров, импортируемых в рамках параллельного импорта.
Также в качестве проблемного вопроса необходимо отметить отсутствие нормативно закрепленных критериев для включения товаров и товарных знаков в Перечень, а также для их исключения. С точки зрения нормативного регулирования на данный момент до сих пор не понятно, на основании каких критериев происходит расширение или сужение Перечня. Вместе с тем необходимо отметить, что участники ВЭД имеют возможность, при наличии достаточных оснований, влиять на состав Перечня. Есть ряд примеров, когда после обращения участников ВЭД в Минпромторг данный Перечень уточнялся. По результатам анализа, проведенного Минпромторгом на основании полученных обращений, некоторые товарные знаки либо товарные позиции исключались.
Ряд участников ВЭД в качестве проблемы также отмечают отсутствие механизма уведомления таможенными органами правообладателя после выпуска параллельно импортированных товаров, с целью предоставления возможности правообладателю отстоять свои права при введении такой продукции в оборот на территории РФ.
На следующем слайде представлены те практические рекомендации для участников ВЭД, которые видятся в связи с обозначенными выше проблемами. В данном случае, опять же, следует исходить из той логики, включены ли товарные знаки компании в ТРОИС и параллельно в Перечень Минпромторга или нет. Если товарные знаки компании не включены ни в Перечень, ни в ТРОИС, то здесь, конечно, рекомендуется отслеживать планируемые изменения Перечня и включить товарный знак компании в ТРОИС, обеспечив возможность некой правовой защиты.
Если товарные знаки компании включены в Перечень Минпромторга, но не включены в ТРОИС, компания может обратиться в Минпромторг с правовой позицией в целях исключения своего товарного знака из Перечня. Существует ряд неформальных, не закрепленных нормативно оснований, исходя из которых Минпромторгом может быть принято решение об исключении тех или иных товарных знаков из Перечня (например, продолжение поставок на территорию России, наличие товаров на стоках для обеспечения потребностей рынка и т.д.). Также в данном случае рекомендуется включить товарный знак в ТРОИС, что также дополнительно может обеспечить правовую охрану.
Рассмотрим ситуацию, когда товарный знак включен в ТРОИС, вне зависимости от того, включен ли он в Перечень или нет. Когда товарный знак включен в ТРОИС, компания имеет возможность уточнять сведения, которые были основанием для включения в ТРОИС. Существует очень много критериев, которые компания может уточнять либо информацию по которым можно добавлять. Например, первый базовый критерий – никто, кроме уполномоченного импортера, не может ввозить категории того или иного товара. Второй критерий – ни через какие таможенные органы, кроме каких-то определенных, эти товарные позиции не могут быть ввезены и оформлены. Третий – никто, кроме уполномоченного импортера или группы уполномоченных импортеров, в принципе не может ввозить товары под тем или иным товарным знаком, и т.д. Ранее, когда мы еще не жили в реалиях параллельного импорта, внося товарные знаки в ТРОИС, мало кто из компаний, наверное, оценивал необходимость и важность отдельных критериев и в основном выбирали критерий одного или нескольких уполномоченных импортеров, которые могут ввозить, все остальные критерии не учитывались как важные. Видится возможным вернуться к этой работе. На наш взгляд, участники ВЭД могут в заявительном порядке обратиться в ФТС для уточнения тех сведений, которые указаны в ТРОИС, как минимум с целью пресечения ввоза контрафактных товаров.
Завершу доклад рассмотрением конкретного практического примера, который, в том числе, сопровождала наша команда, когда у одной из компаний возникла необходимость исключить товарный знак из Перечня Минпромторга. Проектом изменений в Перечень Минпромторга предполагалось включение в Перечень более 90 брендов алкогольной продукции. Путем активного вовлечения импортеров данной категории продукции на этапе общественного обсуждения проекта изменений в Перечень Минпромторга, удалось добиться того, что в итоговую редакцию приказа, которым вносились изменения, попали всего 37 товарных знаков. Таким образом, благодаря активности уполномоченных импортеров, удалось достигнуть исключения из приказа ряда брендов, которые импортеры готовы были самостоятельно ввозить либо по которым импортеры были готовы обеспечить потребности рынка.
Подводя итог своему докладу, хотела бы отметить, что возникает ряд существенных вопросов не только с тем, как применять Перечень, но и с тем, как обеспечивать правовую защиту тех участников ВЭД, которые остаются на рынке, продолжают свою внешнеэкономическую деятельность, при этом также включены в ТРОИС, но по каким-то причинам не получают обратную связь от таможенных органов, либо не могут контролировать процесс ввоза товаров параллельными импортерами, понимая, что, возможно, он идет, причем с рядом нарушений.
Второе, что хотелось бы отметить, это то, что Перечень Минпромторга не является чем-то фиксированным, не подлежащим изменениям, а является подвижным и «живым» инструментом. В ряде ситуаций компании могут инициировать внесение изменений путем подачи обращения в Минпромторг с подготовленной правовой позицией.
Правительство Российской Федерации приняло постановление, которое уточняет порядок действия ограничений на вывоз отдельных категорий товаров иностранного происхождения, установленных постановлениями от 9 марта 2022 г. № 311-312. Документ разработан Минэкономразвития России.
Напомним, в марте прошлого года Правительством были оперативно введены ограничения на вывоз иностранной продукции, имеющей критическое значение для бесперебойного функционирования ключевых отраслей экономики.
Новым постановлением по предложениям отраслевых ведомств и представителей российского бизнеса из-под действия ограничений на вывоз исключено в совокупности более 200 позиций: товары бытового назначения, отдельные виды продукции медицинского назначения, телекоммуникационного оборудования, электрических машин и механических устройств и пр.
Сокращение номенклатуры товаров иностранного происхождения, ограниченных к вывозу, также упрощает порядок вывоза российских товаров. Теперь экспортерам, осуществляющим вывоз исключенных из постановлений № 311-312 товаров, не требуется получать сертификаты о происхождении товара, подтверждающие производство продукции на территории РФ.
«Решение Правительства окажет дополнительную поддержку российским экспортерам, которые сейчас активно перестраивают логистические цепочки и выходят на новые рынки», - прокомментировал заместитель министра экономического развития РФ Владимир Ильичев.
Снятие ограничений на экспорт также коснётся экспортных поставок для оказания гуманитарной помощи и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
С 15 мая 2023 года начинается эксперимент по маркировке некоторых безалкогольных напитков - соков, морсов, компотов. Среди целей эксперимента – апробация системы маркировки для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту безалкогольных напитков, в том числе контрафактных, а также для повышения собираемости налогов и таможенных платежей.
Речь идет о таких продуктах, как соки, сокосодержащие напитки, растительные напитки (на основе сои, орехов, злаков и семян) и воды, включая минеральные и газированные, с содержанием сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ.
Кроме того, в ходе эксперимента планируется определить параметры производства и оборота продукции, передаваемых в информационную систему участниками оборота безалкогольных напитков. Такие данные необходимы для подтверждения корректного начисления акциза по отдельным видам безалкогольных напитков, которые подлежат обложению акцизами с 1 июля 2023 года.
Планируется, что эксперимент продлится до 1 февраля 2024 года. Участие в эксперименте добровольное.
За четыре месяца текущего года в Уральский федеральный округ ввезено 1270 тонн безалкогольных напитков общей стоимостью 660 тыс. долларов. В числе активных импортеров Узбекистан, Азербайджан, Иран и Абхазия.
/ТАСС/. Наблюдающееся в настоящее время укрепление рубля связано с улучшением динамики экспортной выручки, ее нижняя точка пройдена. Об этом журналистам заявил заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин в ходе Петербургского международного юридического форума.
"Скорее всего, происходит некоторое улучшение потоков по текущему счету. То, о чем мы говорили в начале апреля, что произошло снижение экспортной выручки при продолжающемся росте импорта, как бы эта нижняя точка экспортной выручки, по всей видимости, пройдена, и мы имеем обратное движение курса", - сказал он.
Заботкин отметил, что произошедшее в марте - апреле ослабление рубля внесет проинфляционный вклад в динамику цен 2023 года и это влияние учтено в новом прогнозе Банка России по инфляции.
О форуме
Петербургский международный юридический форум - крупнейшая площадка для диалога между представителями юридического, предпринимательского, политического и правоохранительного сообществ по вопросам права в интересах граждан, бизнеса, совершенствования правоприменительной практики, продвижения законодательных инициатив в целях развития правовой культуры и регулирования социально-экономической сферы в современных условиях. Форум проводится Минюстом России и фондом "Росконгресс" в соответствии с указом президента РФ. Он продлится до 13 мая.
ПРАЙМ. Одной из ответных мер на попытки Литвы договориться с ЕС об одностороннем запрете определенных товаров калининградского транзита может стать запрет Россией импорта алкоголя, ввозимого через территорию Литвы, заявил губернатор Калининградской области Антон Алиханов в эфире телеканала "Россия 24".
Ранее министр иностранных дел балтийской республики Габриэлюс Ландсбергис заявил, что Вильнюс согласовывает с Евросоюзом возможность ввести односторонний запрет на перевозку через границу Литвы, являющуюся также внешней границей сообщества, определенных групп товаров.
"У Литвы все ещё достаточно много сохраняющихся связей с нашей страной, и в части транзита товаров тоже. Практически весь алкоголь импортный, ввозимый в нашу страну, проходит через территорию Литвы, хранится там, маркируется нашими акцизными марками и потом литовской компанией, одной из крупных на рынке Европы, перевозится на рынки Европы", — отметил Алиханов.
По его словам, "можно было бы, предлагали подумать, чтобы и эту деятельность либо полностью свернуть, либо запретить в качестве ответных мер".
"Список у нас достаточно большой, мы его весь направляли нашим коллегам, в МИД, и я уверен, нам есть чем ответить", — добавил Алиханов.
Чуть более года назад в России на фоне санкций был введен список Минпромторга, в котором обозначены группы товаров с определенными торговыми марками, разрешенными к ввозу без согласия правообладателя. Все стали называть такой импорт параллельным, хотя это определение не вполне корректно. Каким он должен быть и как компании-импортеры работают в сложившейся ситуации рассказывает эксперт в области международного бизнеса, владелец группы компаний SinoImport Тина Анистен.
На самом деле параллельный импорт – это ввоз оригинальных товаров в страну, минуя закупки у регионального дистрибьютора. То есть такая схема предполагает наличие дистрибьютора, как основного канала поставки зарубежных товаров, и возможности их параллельного ввоза в страну. При этом основная концепция параллельного импорта – снижать цены за счет отсутствия дистрибьюторских надбавок, которые могут быть очень велики.
Что происходит сейчас?
Тот импорт, который есть на данный момент, сложно назвать параллельным – это фактически быстрое залатывание дыр, которые образовались из-за ухода с рынка зарубежных компаний. Дистрибьюторов некоторых видов товара не осталось, параллели нет, но есть спрос и его нужно закрывать. Эта схема больше похожа на окольный импорт. Законного в ней нет практически ничего, кроме того, что товары действительно оригинальны.
А импортеры кто? Этим видом деятельности заинтересовались предприимчивые бизнесмены с целью быстрого обогащения. Стихийное принятие решений стать импортером «запрещенки со стороны западных стран» для многих показалось одним из прибыльных направлений бизнеса. Точно так же в 90-е очень стремительно развивалось явление челноков. Только челноки сейчас не работают с клетчатыми сумками, а завозят товары фурами. При этом многие предприниматели фактически не лишились прямых поставок товаров, будучи ранее дистрибьюторами или представителями различных зарубежных марок. А самые продвинутые стали создавать альянсы, например, «Ассоциация параллельного импорта», основными направлениями деятельности которых стало придумывание схем совершения поставок через третьи страны для перекрытия дефицита нужных товаров.
Легальность происходящего. Государством разрешен ввоз торговых марок, но нигде не говорится, что поставки должны быть нелегальными. Фактически же существующий сейчас параллельный импорт – это схема нелегальных поставок, поскольку отличить его от серых схем просто невозможно. При поставках меняются, то есть подделываются, документы, и как только встанет вопрос камеральных проверок, все это выплывет наружу. Соответственно сверхприбыли или просто прибыли, полученные при параллельном импорте, очень быстро и легко будут изъяты на оплату штрафов таможенным и налоговым органам.
Сложности параллельного импорта
Санкционный товар. Единственный возможный вариант закупить его – через посредника в третьей стране. Изначально все так и делали, но затем европейские и североамериканские производители стали понимать, что такого спроса со стороны, скажем, Казахстана, на их товар никогда не было. Поэтому сейчас остро стоит вопрос поступления товара в страны-посредники. Как оказалось, европейское и американское правительства понимают, куда на самом деле едут товары, поэтому они стали влиять на своих предпринимателей, чтобы те не поставляли свою продукцию по серым схемам и подложным документам, иначе можно получить штраф и уголовное преследование с перспективой 25 лет лишения свободы. На этом фоне производители стали тщательнее проверять своих покупателей и чаще отказывать им в поставках.
Логистика. В начале введения схемы параллельного импорта предприниматели использовали логистических посредников в Турции, Казахстане, Армении, Узбекистане – т.е. во всех близлежащих странах. Однако в начале марта этого года Турция приостановила поток параллельного импорта в Россию из-за нависшей угрозы ухудшения отношений с Европой. Далее 1 апреля Казахстан официально объявил о прекращении транзита санкционных товаров в Россию. Логистические операторы перевели потоки на Узбекистан, но это временная мера. Все это говорит о том, что рано или поздно все коридоры будут закрыты, поскольку мало кто из стран хочет лишиться поддержки западных правительств в части инвестиций, технологий и других взаимодействий. И дефицит, который Правительство РФ хотело побороть за счет введения данной меры, все же наступит.
Финансы. В прошлом Центробанк активно боролся против незаконного ввоза товаров в Россию. При этом параллельный импорт, при котором товар покупается у посредников в третьих странах и ввозится в Россию в соответствии с таможенными правилами, является законным, а серый импорт, когда товары поставляют в обход правил или с занижением стоимости, – нет. В настоящее время парадокс в том, что параллельный импорт законен, но операции, обеспечивающие его осуществление, банки могут посчитать сомнительными. Например, это может произойти, если цель платежа не соответствует тому, что было указано при ввозе товаров через таможню, или если цель платежа изменится. Ранее установленные правила позволяли банкам считать такие операции подозрительными, и на сегодняшний день они не отменены. Поэтому они мониторят все оплаты за рубеж, а поскольку товар по параллельному импорту поставляется по поддельным документам – будем называть вещи своими именами, – доказать, что импортер внес платеж за тот товар, который везет через границу, практически невозможно. По крайней мере пока такого механизма не создалось. Поэтому даже по нормальным поставкам деньги возвращаются финмониторингом, постоянно приходят комплаенс запросы. И если запрос не пришел от российского банка, то можно получить его от банка-посредника. Поэтому оплата по контракту может проводиться от двух недель до нескольких месяцев.
Камеральные проверки. Поскольку даже банки не могут отличить серые схемы от параллельного импорта, то образовались двойные стандарты. И хотя правительство не сказало, что все поставки товаров, ввезенные по схеме параллельного импорта, не будут подлежать камеральным проверкам или проведению постконтроля таможенной стоимости, некоторые предприниматели именно так и подумали. Компании, ввозящие товары по серым схемам, теперь прикрываются параллельным импортом, считая, что если Правительство разрешило, то все можно. Но уже появились первые ласточки камеральных проверок таможенной стоимости, где импортер из-за невозможности прямых поставок использовал посредников и взаимосвязанных лиц, и заявление таможенной стоимости по стоимости сделки уже не может быть применено. Таким образом, стоимость корректируется, и импортер попадает на большие штрафы и доплаты, теряет репутацию и деньги. Тогда уже параллельный импорт становится невыгоден для предпринимателя вовсе, но те компании, которые рекламируют свои услуги параллельного импорта, об этом умалчивают.
Что в итоге?
Параллельный импорт – это не панацея, а временная мера. Бесконечно обходить запреты западных стран на поставку их продукции в Россию не удастся. Что касается потребительских товаров – да, останутся челноки, которые закупают микро-партии брендовых товаров и привозят в Россию. Возможно будет что-то достать, но все будет зависеть от цены. А как быть тем, кому нужно крупногабаритное оборудование, комплектующие, материалы и компоненты, которые используются вагонами в месяц? В рамках параллельного импорта такие поставки будет осуществить все сложнее и сложнее.
Для решения вопроса я вижу большую перспективу поворота на Восток, но не с целью закупки товаров, которые они производят, а с целью изучения опыта. Например, как Китай за 20 лет смог стать первой экономикой мира? Как они начинали? Как развивались? И рассмотреть возможность приобретения их оборудования для производства всевозможных предметов потребления.
РИА Новости. Стоимость иностранной бытовой техники увеличится на 10-12 процентов из-за ужесточения контроля поставок электроники правительством Казахстана, сообщил "Коммерсантъ".
"Сейчас еще есть возможности провозить продукцию через Казахстан, но ужесточение контроля таможни привело к удорожанию поставок", — заявил генеральный директор логистической компании "Оптималог" Георгий Властопуло.
Как указали в статье, дистрибуторы начали менять страну ввоза на Китай, Киргизию и Объединенные Арабские Эмираты.
По словам коммерческого директора Holodilnik.ru Алексея Погудалова, в случае окончательного перекрытия транзита поставок техники Казахстаном товары для рынка Евразийского экономического союза станет невыгодно возить в Россию из-за их высокой стоимости.
За 2018–2024 годы товарооборот между Россией и Венесуэлой вырос на 54%, заявила венесуэльский министр внешней торговли. По итогам 2024-го он составил $200 млн. Расчеты проводятся в нацвалютах
Вопреки санкциям товарооборот между Россией и Венесуэлой вырос на 54% с 2018 по 2024 год, заявила РБК министр народной власти внешней торговли Боливарианской Республики Коромото Годой Кальдерон в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025). По итогам прошлого года он составил $200 млн.
«Наша двусторонняя торговля ведется замечательно, если принимать во внимание, что обе наши страны находятся под односторонними санкциями», — заявила Кальдерон.
По словам министра, Москва и Каракас находят механизмы для ведения торговли в условиях рестрикций, а взаиморасчет осуществляется в нацвалютах — рублях и венесуэльских боливарах. Стороны неоднократно отмечали, что наращивают расчет в нацвалютах в двусторонней торговле.
Посол России в Венесуэле Сергей Мелик-Багдасаров в феврале рассказывал агентству «РИА Новости», что в прошлом году товарооборот между странами увеличился более чем на 40%. Основными статьями импорта стали сельхозпродукция и алкогольные напитки. Россия поставляет Венесуэле продукцию химической промышленности, включая удобрения, лекарства, нефтепродукты.
Год назад главы МИД России и Венесуэлы Сергей Лавров и Иван Хиль Пинто подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу противодействия односторонним санкциям. Документ был подписан на полях совещания глав МИД объединения БРИКС, членом которого стремится стать Каракас.
Россия и Южно-Африканская Республика продолжат работу над наращиванием и диверсификацией взаимной торговли и инвестиций. Об этом Президент РФ Владимир Путин заявил на встрече с вице-президентом ЮАР Полом Машатиле, которая прошла 19 июня на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025).
Российский лидер отметил, что двусторонний товарооборот по итогам 2024 года прибавил около двух процентов.
«И конечно, мы продолжим работу над наращиванием и диверсификацией взаимной торговли, инвестиций», — приводит его слова пресс-служба Кремля.
Глава Российского государства также обратил внимание, что Международный экономический форум в Санкт-Петербурге является хорошей площадкой для расширения контактов и работы с партнерами, «причем как из России, так и из других стран».
Кроме того, Путин заявил, что укрепление связей со странами Африки является одним из приоритетов РФ. Он напомнил, что по итогам второго саммита Россия — Африка, который прошел в Петербурге в 2023 году, был принят солидный пакет совместных документов, среди которых и программная декларация, и план действий до 2026 года.
«Россия и ЮАР и другие африканские партнеры вместе работают над их практической реализацией», — подчеркнул российский лидер.
РИА Новости. Уровень товарооборота между Россией и Индонезией не соответствует возможностям стран, заявил президент РФ Владимир Путин.
"Я думаю, что уровень товарооборота точно сегодня не соответствует нашим возможностям", - сказал глава государства в ходе встречи с руководителями международных информационных агентств.
Ранее помощник президента РФ Юрий Ушаков сообщил журналистам, что товарооборот России и Индонезии за январь-апрель 2025 года вырос почти на 40%, а по итогам 2024 года достиг 4,3 миллиарда долларов.
Бразилия в части поставок говядины в Россию не выбирает 60% от объемов тарифной квоты в 100 тыс. тонн. Об этом сообщил заместитель министра экономического развития РФ Владимир Ильичев в ходе Петербургского международного экономического форума.
«Несмотря на то, что мы для бразильских коллег уже третий год поддерживаем действие тарифной квоты на поставку более 100 тыс. тонн говядины для переработки, объемы, которые бразильские коллеги поставляют, они не выбирают даже 60% от объемов такой тарифной квоты. Это несмотря на то, что производителей из других стран мы не очень-то допускаем на наш рынок, в том числе и благодаря другим инструментам, и торговой защите», — заявил Владимир Ильичев.
Замминистра обратил внимание, товарооборот между РФ и Бразилией в настоящее время не монотоварен, но перечень товаров крайне ограничен, в связи с чем российское ведомство передало бразильским коллегам проект дорожной карты для расширения данного списка.
«Это в первую очередь товары машиностроения, товары, связанные с потребительскими отраслями, различного рода насосы, оборудование и так далее. Бразилия их активно поставляет в другие страны мира и могла бы поставлять и нам, мы их здесь ждем и в каком-то смысле считаем, что бразильские компании могли бы занять те некоторые ниши, которые освободились на нашем рынке после ухода западных компаний и не до конца еще заполнены нашими китайскими коллегами», — отметил спикер.
В апреле 2025 года главным импортером российского газа среди всех стран Евросоюза стала Венгрия, пишет РИА Новости со ссылкой на данные Евростата.
Закупки газа Венгрией выросли в сравнении с предыдущим месяцем на 1,6%, составив 251,9 млн евро.
Второе же место в этом списке занимает Франция, которая сократила импорт с 464,9 млн евро до 230,2 млн евро. На третью строчку попала Испания с долей в 153,3 млн евро (+8,5% относительно марта 2025 года).
В список крупных импортеров газа из России также вошли Бельгия (82,8 млн евро), Греция (73,1 млн евро) и Нидерланды (60 млн евро).
РИА Новости. Россия и Китай ведут межправительственные переговоры, чтобы выработать механизм защиты российских экспортных товаров от подделок, заявила в интервью РИА Новости накануне ПМЭФ-2025 глава Российского экспортного центра (Группа ВЭБ.РФ) Вероника Никишина.
"Сейчас на системной основе Российская Федерация ведет межправительственные переговоры с китайской стороной по формированию механизма контроля за достоверностью российской продукции в точках продажи. Прорабатываются меры по невведению в заблуждение китайского потребителя, в которых заинтересованы, конечно же, и власти Китая", - сказала Никишина.
Она добавила, что "мы хотим вывести их на уровень обязательства, пока это отдельные инициативы отдельных правительств".
"То есть, наличие знака “Сделано в России” на продукции и магазинах — это гарантия качества и подлинности продукции. На это обращаем внимание китайских партнеров и покупателей. К нам, как к Институту развития на китайской стороне, большое доверие. Мы очень дорожим той репутацией, которую удалось сформировать", - добавила глава РЭЦ.
Никишина напомнила, что "в национальных павильонах и магазинах “Сделано в России”, которые мы продолжаем открывать в разных городах Китая, мы гарантируем качество и оригинальность представленной продукции".
"Мы увидели спрос и интерес на китайском рынке к российским товарам, но такая популярность породила и вал подделок, а это — всегда риск для имиджа", - заключила она.
ПМЭФ-2025 пройдет в Санкт-Петербурге с 18-21 июня. РИА Новости выступает информационным партнером форума.
141400, Россия, Московская область, г. Химки,
ул. Авиационная, владение 8,
Бизнес-центр «Аэро - Плаза», офис 206
24/7