Описание категории новости
ПРАЙМ. Чехия не будет добиваться продления исключения из санкций ЕС на импорт нефтепродуктов из РФ, срок действия которого истекает 5 декабря этого года, сообщил журналистам в пятницу представитель минпромторга Марек Вошаглик.
"В контексте нынешней ситуации и шагов, которые Чехия предпринимает для обеспечения независимости от импорта нефти из РФ, Чехия не видит причин, по которым следует продлевать исключение", - сказал Вошаглик.
Запрет на поставки российских нефтепродуктов был утвержден в рамках санкций, введенных Евросоюзом против России в связи с конфликтом на Украине. Временное исключение было сделано для Чехии, Словакии и Венгрии.
Чехия планирует прекратить получение российской нефти за счет расширения трубопровода TAL, который должен удвоить объем транспортировки нефти в Чехию до 8 миллионов тонн в год, начиная со следующего года. В настоящее время нефть поступает в Чехию из двух основных источников. Из 7,4 миллиона тонн нефти, импортированной в прошлом году, примерно 58% пришлось на трубопровод "Дружба", по которому нефть поступает из России. Другая часть нефти поступает по немецкому трубопроводу IKL, который соединяется с итальянским трубопроводом TAL, начинающимся в городе-порту Триесте.
В РФ не раз заявляли, что страна справится с санкционным давлением, которое Запад начал оказывать на Россию несколько лет назад и продолжает усиливать. В Москве отмечали, что Западу не хватает мужества признать провал санкций против РФ. В самих западных странах не раз звучали мнения, что антироссийские санкции неэффективны. Президент РФ Владимир Путин ранее заявлял, что политика сдерживания и ослабления России - это долгосрочная стратегия Запада, а санкции нанесли серьезный удар по всей мировой экономике. По его словам, основная цель Запада - ухудшить жизнь миллионов людей.
РИА Новости. Правительство России одобрило проект протокола, который продлевает соглашение с Белоруссией о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов на два года - до конца 2026 года, соответствующее распоряжение размещено на портале официального опубликования.
"Одобрить подготовленный Минэнерго России согласованный МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с белорусской стороной проект протокола о внесении изменений в соглашение", - следует из документа.
Соглашение между правительствами России и Белоруссии о сотрудничестве в области экспорта нефти и нефтепродуктов было заключено 12 января 2007 года.
Так, соглашение сроком действия по 31 декабря 2024 года продлевается до 31 декабря 2026 года. Затем "его действие автоматически продлевается на последующие годичные периоды, если ни одна из сторон не уведомит за три месяца до истечения очередного годичного периода другую сторону о своем намерении прекратить действие настоящего соглашения".
Протокол вступит в силу с момента получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур.
FINMARKET.RU - Объем экспортных поставок "АвтоВАЗа" в 2024 году планируется на уровне 20 тыс. автомобилей, в 2025 году - в 1,5 раза больше, сообщил в среду журналистам президент АО "АвтоВАЗ" Максим Соколов в кулуарах Транспортной недели.
"По итогам 2022-2023 годов экспорт у нас упал практически до нуля, в тот период было поставлено буквально несколько тысяч автомобилей. Сейчас, несмотря на усиливающееся санкционное давление, мы наращиваем объемы и планируем выйти на планку около 20 тыс. автомобилей по итогам 2024 года", - сказал Соколов журналистам, отметив, что в "АвтоВАЗе" довольны темпом восстановления экспорта.
Основными направлениями поставок, по его словам, были традиционные для "АвтоВАЗа" рынки ближнего зарубежья, в том числе Белоруссия, Узбекистан и Казахстан.
"Если говорить о прогнозах по экспорту на 2025 год, мы планируем как минимум на 50% увеличить объёмы", - добавил глава концерна.
На годовой пресс-коференции по итогам 2023 года Соколов сообщал, что в прошлом году экспортные поставки автомобилей Lada велись в восемь стран: в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Южную Осетию. Годовой объем экспорта в прошлом году составил 6,5 тыс. шт. Тогда Соколов говорил о планах экспорта в объеме 20-25 тыс. автомобилей на 2024 год.
/ТАСС/. Объем экспортных поставок российских брендов модной индустрии за пять лет увеличился на четверть, до 69,5 млрд рублей. Об этом сообщила генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева на пленарном заседании III международного форума "Содружество моды".
"Индустрия моды, безусловно, имеет все шансы войти в топ-3 динамично развивающихся креативных индустрий в нашей стране. Согласно исследованию, объем экспорта российской модной продукции вырос с 56 млрд рублей в 2019 году до 69,5 млрд рублей в 2023 году. Мы фиксируем порядка 100 модных российских брендов, у которых выручка уже свыше 1 млрд рублей, а это значит, что эти компании имеют все шансы выхода на внешние рынки", - заявила глава агентства.
Результаты были получены по итогам первого полномасштабного исследования развития креативных индустрий в России, которое АСИ провело совместно в Высшей школой экономики, Росстатом и компанией Reksoft Consulting.
"На данный момент рост внутреннего производства в основном ориентирован на удовлетворение запросов российского рынка, однако мы наблюдаем активное освоение новых рынков сбыта и партнерств", - сказала Чупшева. Она также отметила, что рынок стран СНГ - один из ключевых для экспорта, доля которого превышает 80%.
Согласно исследованию, сейчас доля моды в креативной экономике России составляет 7% и занимает 4-е место после IT-сферы - 26%, рекламы и СМИ - 16%, гастрономии - 14%. Как рассказала Чупшева, в России порядка 10,2 тыс. предприятий в сфере моды. Российские марки успешно замещают ушедшие зарубежные: в 2023 году 5 из 10 крупнейших игроков по объему выручки составляют именно российские компании.
Креативные индустрии
АСИ прогнозирует рост доли креативной экономики в ВВП России к 2030 году в два раза.
"По исследованию АСИ и Высшей школы экономики, на сегодняшний день вклад креативных индустрий в ВВП нашей страны составляет 3,5%. Мы видим потенциал, по крайней мере, точно удвоение к 2030 году", - рассказала Чупшева.
По ее словам, сейчас минимум шесть регионов России делают ставку на развитие креативных индустрий как на основное направление развития экономики. В перечень регионов вошли Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Челябинская область, Новгородская область, Ханты-Мансийский автономный округ.
/ТАСС/. Торговый оборот Грузии и России в январе - октябре текущего года составил около $2 млрд, что на 16,1% меньше аналогичного показателя за 2023 год. Об этом свидетельствуют данные Национальной службы статистики Грузии.
Россия находится на втором месте среди крупнейших торговых партнеров Грузии. За десять месяцев ее доля в объеме внешней торговли составила 10,8%. Экспорт товаров из Грузии в РФ за этот период превысил $580,2 млн (сократился на 3,8% в годовом выражении), а импорт составил более $1,48 млрд (минус 0,01%).
Первое место среди торговых партнеров Грузии в январе - октябре заняла Турция, объем торговли с которой составил более $2,63 млрд, что на 7,2% больше, чем за тот же период прошлого года. Третье место заняли США, торговый оборот с ними превысил $1,72 млрд. Далее следуют Китай (более $1,59 млрд), Германия (более $1,08 млрд) и Азербайджан (более $1,06 млрд).
Общий внешнеторговый оборот Грузии в январе - октябре составил более $19 млрд (рост на 5,5%). Экспорт превысил $5,4 млрд (рост на 7,4%), а импорт - около $13,5 млрд (рост на 4,8%). Отрицательное сальдо баланса внешней торговли за десять месяцев 2024 года превысило $8 млрд.
INTERFAX.RU - Ставка пошлины на экспорт пшеницы из РФ с 20 ноября повысилась на 4,7%, до 2 тыс. 689,7 рубля с 2 тыс. 569,2 рубля за тонну неделей ранее, сообщает Минсельхоз.
Темпы роста пошлины ускорились с 2,1% неделей ранее.
Пошлина на ячмень снизилась до 1 тыс. 233,2 рубля с 1 тыс. 367,4 рубля за тонну, на кукурузу - до 3 тыс. 065,5 рубля с 3 тыс. 288,4 рубля соответственно.
Ставки были рассчитаны исходя из индикативных цен: $222,8 за тонну на пшеницу ($221,9 неделей ранее), $190,1 - на ячмень ($192,8), $216,8 - на кукурузу ($220,9).
Эти ставки будут действовать по 26 ноября включительно.
РФ со 2 июня 2021 года ввела механизм зернового демпфера, который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин рассчитывается еженедельно на базе индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже. Сначала ставки пошлин исчислялись в долларах. С июля 2022 года они определяются в рублях. Пошлина составляет 70% от разницы между базовой и индикативной ценами.
Сначала базовая цена для расчета пошлин составляла 15 тыс. рублей за тонну пшеницы и 13,875 тыс. рублей за тонну ячменя и кукурузы. С июня 2023 года она была повышена до 17 тыс. и 15,875 тыс. рублей за тонну соответственно. С 28 июня 2024 года базовая цена на пшеницу составляет 18 тыс. рублей, на ячмень и кукурузу - 16,875 тыс. рублей за тонну.
/ТАСС/. "Российский топливный союз", "Ассоциация участников товарно-сырьевого рынка", "Ассоциация товарных брокеров", которые объединяют предприятия топливного рынка, обратились с вице-премьеру России Александру Новаку с просьбой досрочно не отменять запрет экспорта бензина. Об этом говорится в письме организаций.
"В настоящее время наблюдается постоянный рост биржевых цен на автомобильные бензины, что свидетельствует о нарушении баланса спроса и предложения в ходе биржевых торгов, вызванного недостаточным объемом поступления товара на внутренний рынок", - сказано в письме.
Участники рынка отмечают, что если в опте цена топлива выросла год к году на 20%, то в рознице - на 7,5%
"При этом для обеспечения минимальной доходности розничного топливного ретейла, покрытия убытков предыдущих периодов этого года и нивелирования негативных эффектов от планируемых в следующем году роста акцизов и тарифов, снижения демпферных субсидий необходимо существенное снижение оптовых котировок", - указано в письме.
Отмечается, что ситуация дополнительно усложняется логистическими проблемами РЖД, приводящими к задержке поставок купленного товара, продлению сроков отгрузки и дефолтам по сделкам, а также чрезвычайно высокой ключевой ставкой Банка России, которая становится неподъемной для участников топливного рынка, критически увеличивая кредитную нагрузку.
О запрете экспорта бензина
Ранее Новак говорил, что экспорт бензина может быть разрешен при наличии его избытка на внутреннем рынке, и главная задача - обеспечивать внутренний спрос. Между тем глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов отмечал, что считает возможным обсуждение отмены запрета на экспорт бензина из РФ в октябре, чтобы избежать затоваривания рынка.
С 1 сентября в РФ продлен запрет на экспорт бензина из России до конца 2024 года. Аналогичный запрет действовал с 1 марта по 31 августа, однако с конца мая по июль экспорт был разрешен из-за насыщения внутреннего рынка. Также мера действовала в 2023 году с 21 сентября по 17 ноября, но тогда она распространялась и на дизельное топливо.
Минпромторг России подготовил проект постановления о продлении тарифной квоты на экспорт за пределы Евразийского экономического союза лома и отходов черных металлов, сообщает «Прайм». В июле тарифную квоту продлили до конца текущего года.
Квота составляет 550 тыс. тонн, при этом пошлина за экспорт в рамках квоты составляет 5% от стоимости, но не менее €15 за тонну. При превышении квоты пошлина также равняется 5%, но не менее €290 за тонну. В проекте постановления уточняется, что вывоз отходов и лома черных металлов возможен только через указанные морские пункты пропуска. Документ вступит в силу с момента официального опубликования и будет действовать до 31 декабря 2025 года.
Тарифные квоты на экспорт лома и отходов черных металлов действуют с июня 2022 года. В правительстве объясняли необходимость введения квот предупреждением роста цен на внутреннем рынке и обеспечением потребностей в сырье отечественных металлургических предприятий.
/ТАСС/. Россия и Китай за январь - октябрь 2024 года сумели увеличить товарооборот по сравнению с таким же периодом годом ранее на 5%, до $196 млрд. Об этом сообщил вице-премьер РФ Александр Новак на международном форуме "Ростки: Россия и Китай - взаимовыгодное сотрудничество".
"В текущем году, несмотря на усиление внешнего давления, товарооборот между нашими странами продолжает расти. За 10 месяцев текущего года он превысил $196 млрд, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля национальных валют по взаиморасчетам остается стабильно высокой и превышает 90%", - сказал он.
В прошлом году товарооборот между двумя странами составил $240 млрд, добавил Новак. "Таким образом, установлен был исторический максимум. Достигнутые результаты стали возможными благодаря выстраиванию новых транспортно-логистических цепочек, адаптации механизмов расчетов, нахождению альтернативных форматов коопераций", - отметил вице-премьер.
РИА Новости. Лидеры стран G7 заявили о приверженности "нанесению ущерба России через санкции, экспортный контроль и другие меры", следует из совместного заявления лидеров государств-членов "Большой восьмерки".
"Страны G7 подтверждают свою приверженность нанесению серьезного ущерба России через санкции, экспортный контроль и другие действенные меры", - говорится в заявлении.
В РФ не раз заявляли, что страна справится с санкционным давлением, которое Запад начал оказывать на Россию несколько лет назад и продолжает усиливать. В Москве отмечали, что Западу не хватает мужества признать провал санкций против РФ. В самих западных странах не раз звучали мнения, что антироссийские санкции неэффективны. Президент РФ Владимир Путин ранее заявлял, что политика сдерживания и ослабления России - это долгосрочная стратегия Запада, а санкции нанесли серьезный удар по всей мировой экономике. По его словам, основная цель Запада - ухудшить жизнь миллионов людей.
Нью-Дели и Москва уделяют значительное внимание развитию торгово-экономических связей, к 2030 году стороны нацелены достичь показателя в 100 миллиардов долларов США в двусторонней торговле. Об этом в интервью «Парламентской газете» заявил посол Индии в России Винай Кумар.
В 2024/25 финансовом году объем двусторонней торговли составил 68,7 миллиарда долларов США, констатировал посол. По его словам, Индия и Россия стремятся сохранить устойчивый рост товарооборота, достигнутый в последние годы.
«Тем не менее остаются некоторые моменты, над которыми нам следовало бы работать для дальнейшего развития двусторонних деловых связей. В приоритете — решение проблем, связанных с логистикой и транспортной взаимосвязанностью между нашими странами», — подчеркнул собеседник «Парламентской газеты».
Дипломат акцентировал внимание на шагах, которые можно было бы предпринять для укрепления двусторонних торгово-экономических отношений. Так, по его словам, речь, например, идет о работе по достижению более сбалансированной торговли путем увеличения поставок товаров из Индии, об устранении нетарифных торговых барьеров и либерализации двусторонней торговли.
«Крайне важным представляется продвижение нашего взаимодействия в сфере трудовых ресурсов, которое может принести значительную взаимную выгоду и способствовать дальнейшему углублению двусторонних связей, с использованием кадровых ресурсов Индии и технического опыта России», — заявил посол.
/ТАСС/. Доля стран БРИКС в структуре регионального экспорта Владимирской области может вырасти до 8% к концу 2025 года, на текущий момент этот показатель составляет 5,6%. Об этом в ходе деловой программы первого автопробега БРИКС сообщил министр экономического развития и промышленности Владимирской области Денис Синявский.
"В настоящее время доля стран БРИКС в региональном экспорте относительно небольшая - 5,6%. Это обусловлено значительной удаленностью данных рынков и высокой стоимостью логистики. <...> Мы планируем, что к концу 2025 года доля стран БРИКС в региональном экспорте составит 8%, что обеспечит сохранение позиций региона в экспорте на рынки стран БРИКС", - сказал он.
Синявский также отметил, что основная задача региона сегодня заключается в создании условий для сокращения издержек у предприятий и снижения себестоимости конечной продукции для формирования конкурентной цены. По его словам, для этого в регионе создан специальный Центр компетенций, через который проходит около 20 предприятий ежегодно.
Синявский подчеркнул, что страны БРИКС+ и их партнеры заинтересованы в продукции, производимой во Владимирской области. "Китай, Индия, Египет являются потребителями нашей продукции деревообработки, мебель экспортируется в ОАЭ. В Египте пользуются спросом электронная аппаратура. Не до конца раскрыт потенциал наших кондитерских изделий, которые небольшими партиями поставляются в Китай. Пока остается неохваченным Латиноамериканский регион, но здесь основная сложность - это стоимость перевозки через океан", - добавил министр.
ПРАЙМ. Товарооборот России и США по итогам первого полугодия вырос почти на треть, по сравнению с прошлым годом, однако он почти впятеро ниже, чем десять лет назад, выяснило РИА Новости, изучив данные американской статслужбы.
Общий объем торговли двух стран по итогам января-июня 2025 года составил 2,8 миллиарда долларов, из которых 2,5 миллиарда - это американский импорт товаров из России, а 284,3 миллиона - поставки товаров из США россиянам.
По сравнению с первым полугодием прошлого года общий товарооборот в январе-июне 2025 года вырос на 31,3%. По отдельности импорт США из России увеличился на 32,7%, а экспорт в РФ - на 20,7%.
Тем не менее, если сравнить торговлю двух стран сейчас и десять лет назад, то она упала в разы. Так, общие объемы торговли сократились в 4,6 раза с 12,8 миллиарда долларов за первое полугодие 2015 года. Поставки товаров из России в Штаты снизились в 3,6 раза (с 8,9 миллиарда долларов), а из США в РФ - в 13,8 раза (с 3,9 миллиарда).
Самыми главными товарами, которые Россия поставляла в США по итогам полугодия стали удобрения (927,5 миллиона долларов), обогащенный уран (755,6 миллиона), платина (594,4 миллиона), турбореактивные двигатели и турбины (44,9 миллионов), а также древесина и изделия из нее (37,3 миллиона).
А вот из Соединенных Штатов в Российскую Федерацию больше всего приезжало фармацевтической продукции (108,8 миллиона долларов), медицинских приборов (29,7 миллиона), разных пищевых продуктов (23,9 миллиона), приборов для проведения химического анализа (22,8 миллиона), а также ортопедических приспособлений (9,5 миллиона).
Десять лет назад основными товарами российского экспорта в США были нефтепродукты, черные металлы, алюминий, обогащенный уран и платина. А в американском экспорте в РФ лидировали - гражданские самолеты, природный уран, легковые автомобили, электрогенераторы и фармпродукция.
Кремль и Белый дом сообщили на прошлой неделе, что лидеры РФ и США Владимир Путин и Дональд Трамп встретятся на Аляске 15 августа. Во вторник пресс-секретарь Белого дома Каролин Левитт заявила, что саммит пройдет в Анкоридже. CNN со ссылкой на неназванных чиновников Белого дома сообщил, что встреча пройдет на военной базе "Эльмендорф-Ричардсон".
Экспортеры электромобилей и гибридов из КНР переходят на поставки в Россию подержанных авто. Об этом 13 августа сообщило китайское издание Yicai Global.
По словам генерального директора китайского экспортера автомобилей Yiwei New Energy Technology Ван Сяньюя, со второй половины прошлого года экспорт подержанных автомобилей из Китая в РФ значительно вырос, принося прибыль около $1–1,5 тыс. с машины. Некоторые более редкие модели могут приносить прибыль до 20–30 тыс. юаней ($2785–4175).
Отмечается, что причинами перехода стали перенасыщенность рынка новыми автомобилями и жесткая конкуренция между производителями. Экспортер считает, что причиной роста спроса на подержанные автомобили в России также является снижение покупательной способности. Другая причина может быть в утильсборе, который значительно ниже на подержанные авто.
Компания Ван Сяньюя уже скорректировала структуру экспорта: подержанные автомобили составляют 70% от общего объема поставок в РФ. По данным сайта BitAuto, экспорт китайских автомобилей в Россию в первой половине этого года сократился на 59%, до 171 тыс. единиц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ранее аналитики «Авто.ру Бизнес» рассказали, что в первом полугодии доля автомобилей с пробегом от 5 млн рублей от дилеров показала заметный рост. Наибольшую динамику продемонстрировали китайские премиум-марки. В «Авто.ру Бизнес» также отметили рост предложений в сегменте подержанных премиум-автомобилей от официальных дилеров. Доминирующую позицию сохранили немецкие авто: их доля достигла 67%, что на 3 п.п. выше показателя за аналогичный период 2024 года.
INTERFAX.RU - Ставки пошлин на экспорт из РФ всех видов зерна, на которые распространяется "зерновой демпфер" (пшеница, ячмень и кукуруза), с 13 августа стали нулевыми. Такой расчет представил Минсельхоз.
До этой даты ставка пошлины на экспорт пшеницы составляла 19,4 рубля за тонну, на кукурузу - 371,5 рубля. Пошлина на экспорт ячменя уже длительное время находится на нулевом уровне.
Ставки были рассчитаны исходя из индикативных цен: $223,5 за тонну на пшеницу ($224,2 за предыдущий период), $199,7 - на ячмень ($194,4), $220 - на кукурузу ($228,9).
Новые ставки будут действовать по 19 августа включительно.
РФ со 2 июня 2021 года ввела механизм "зернового демпфера", который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин рассчитывается еженедельно на базе индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже. Сначала ставки пошлин исчислялись в долларах. С июля 2022 года они определяются в рублях. Пошлина составляет 70% от разницы между базовой и индикативной ценами.
Первоначально базовая цена для расчета пошлин составляла 15 тыс. рублей за тонну пшеницы и 13,875 тыс. рублей за тонну ячменя и кукурузы. С июня 2023 года она была повышена до 17 тыс. и 15,875 тыс. рублей за тонну соответственно. С 28 июня 2024 года базовая цена на пшеницу составляла 18 тыс. рублей, на ячмень и кукурузу - 16,875 тыс. рублей за тонну. С 24 июля 2025 года базовая цена на ячмень повысилась до 17,875 тыс. рублей за тонну, на пшеницу не изменилась.
За прошедшую неделю из портов Приморского края и Сахалинской области было отправлено на экспорт 398 партий рыбы и морепродуктов общим весом более 24 тысяч тонн.
В период с 4 по 10 августа специалисты выдали 317 сертификатов здоровья на продукцию, предназначенную для зарубежных поставок, из которых 20 документов пришлось на Сахалинскую область. Главными рынками сбыта стали Китай и Южная Корея, куда направлена большая часть сертифицированной продукции.
Лабораторные исследования, проведённые по инициативе владельцев грузов, составили 142 пробы, что подтверждает высокий уровень контроля качества экспортируемой продукции.
141400, Россия, Московская область, г. Химки,
ул. Авиационная, владение 8,
Бизнес-центр «Аэро - Плаза», офис 206
24/7